+7 (495)585-38-78 585-38-78@mail.ru

Требования к автобусам для перевозки пассажиров

Требования по ограничению содержания токсичных веществ в отработавших газах двигателей, обеспечению бесшумности и снижению возникающих при работе радиопомех относятся больше к защите окружающей среды (преимущественно в городах и других населенных пунктах), чем непосредственно к безопасности движения. Однако эта группа требований также входит в комплекс вопросов общей проблемы безопасности использования автомобилей..


Нормы предельного содержания вредных веществ в отработавших газах автомобильных двигателей в настоящее время установлены в СССР только в отношении окиси углерода для бензиновых двигателей (ГОСТ 16533—70) и дымности для дизелей (ГОСТ 19025—73). Результаты испытаний показывают, что при небольших износах двигателя и правильной регулировке его систем питания и зажигания требования ГОСТ 16533—70 у всех выпускаемых в настоящее время отечественных автобусов выдерживаются. Однако у этих же автобусов, длительное время находившихся в эксплуатации, часто наблюдается значительное, иногда в несколько раз превышение указанных норм.

Нормативы предельного содержания в отработавших газах окислов азота и углеводородов пока еще находятся в стадии разработки. Это относится и к нормам предельного содержания вредных веществ в воздушной среде пассажирского помещения и кабины водителя. При проведении приемочных испытаний автобусов делают анализ проб воздуха, взятых из внутреннего пространства кузова, но результаты такого анализа оцениваются только условно, исходя из действующих санитарных норм на допустимое содержание вредных веществ в воздушной среде производственных помещений.

Требования к автобусам для перевозки пассажиров


Испытаниями отечественных автобусов установлено, что при удовлетворительном состоянии соединений элементов кузова, в том числе уплотнений перегородок, отделяющих моторный отсек от пассажирского помещения, дверных и оконных проемов, содержание вредных веществ в воздушной среде внутренних помещений кузова, обусловленное только работой собственного двигателя и отопительно-вентиляционных устройств, находится в пределах, установленных санитарными нормами для производственных помещений. Однако если имеет место повышенное содержание токсичных составляющих в окружающем воздухе, например, при интенсивном движении автомобилей на городских магистралях, особенно при образовании транспортных «пробок», то соответственно ухудшается и состав воздуха внутри автобуса. Чтобы ослабить вредное влияние этого фактора, ГОСТ 20774—75 «Автобусы. Общие технические требования» устанавливает предельную минимальную высоту расположения отверстий для забора наружного воздуха отопительно-вентиляционных систем автобусов над поверхностью дорожного покрытия.


Степень обеспечения требуемой бесшумности работы автобусов характеризуется данными табл. 79. Из этой таблицы следует, что отечественные автобусы, по которым были получены соответствующие данные, в основном укладываются в установленные нормативы по уровню звука, исключая автобус J1A3-699H, у которого уровень внутреннего звука выходит за пределы этих нормативов, а также автобус KAB3-3100, у которого превышаются нормативы уровня звука в кабине водителя в уровнях частот 125, 250, 500 и 1000 гц, что объясняется недостаточной шумоизоляцией двигателя, установленного в передней части кузова около места водителя.
Этот вывод не означает, однако, что бесшумность работы всех видов автобусов уже находится на вполне удовлетворительном уровне. Действующие нормативы уровня шума составлены исходя больше из технических возможностей современного автомобилестроения, чем из физиологических особенностей человека, а поэтому бесшумность автобусов, оцениваемая уровнем звука, нуждается в дальнейшем улучшении. Выполнение действующих в СССР норм допускаемого уровня
радиопомех конструкцией современных отечественных автобусов обеспечивается.